Лувр
(Париж)
ЛУВР - это знаменитый на весь
мир музей, в котором собраны выдающиеся (не побоюсь этого слова :-)
произведения искусства всех времен и народов. Само здание Лувра настолько
большое, что кажется огромным даже снаружи, не говоря уже о нескончаемых
лестницах-коридорах-комнатах-лабиринтах-переходах-подвалах внутри. Говорят,
чтобы нормально обойти весь Лувр и бегло осмотреть все его комнаты, нужно
потратить не менее 3-4 дней. Думаю, на такую жертву способны только истинные
ценители искусства или те, которые живут в Париже месяцами; еще я думаю,
что ни к тем, ни к другим Вы не относитесь и тратить столько
времени на осмотр одного Лувра для Вас недопустимая роскошь, а посему дам Вам совет,
как за несколько часов осмотреть все основные ценности музея. Жаль
только, я додумалась до этого слишком поздно : прогуляв по каким-то
греческим и египетским залам и картинным галереям несколько часов, я
вдруг почувствовала, что время поджимает, а я так ничего особо
известного и не нашла, а это нехорошо :-) Я стала "бегать" по Лувру
в поисках Джоконды и Венеры Милосской, на ходу расспрашивая служителей
музея, где их можно найти, тут-то я и заметила, что
- к самым известным экспонатам ведут указатели,
- по всему Лувру продаются путеводители на разных языках, в том числе и на русском.
Отсюда совет : чтобы не повторять мои ошибки, сразу же купите путеводитель
по Лувру и следуйте его маршруту. Только так у вас есть шанс увидеть его
главные экспонаты + прочитать короткую информацию о них. Многие произведения
искусства, я уверена, Вы помните по иллюстрациям в учебниках истории :
вряд ли тогда Вы думали, что когда-нибудь увидите их в оригинале...
Отдельно хочу сказать о Моне Лизе - знаменитой на весь мир картине
Леонардо да Винчи. Почти уверена, что после просмотра ее бесчисленных
фотографий и репродукций Вы либо
а) недоумеваете по поводу ее всемирной известности; не можете понять,
"что в ней такого", считаете ее улыбку, равно как и всю саму не только не
"загадочной", но даже неприятной и некрасивой (этот случай относился и ко мне);
б) привыкли, что все вокруг считают ее произведением мировой величины и уже
сами просто поверили в ее "загадочность", скрытую красоту и т.д. и про себя
думаете : "может я просто чего-то не понимаю ?" (этот случай относился и
относится ко многим моим знакомым).
Так вот, уже под конец отведенного на экскурсию по Лувру времени я добралась
до Джоконды - просто потому, что "быть в Лувре и не увидеть Джоконду..."
Вокруг нее толпилось много туристов, так что было трудно подойти. Сама
картина висит за пуленепробиваемым стеклом, которое, кстати, делает невозможным
ее фотографирование - свет отражается и кадр засвечивается. Но стеклом ее
закрыли недавно и не в целях препятствования фотосъемке, а потому что
какой-то сумасшедший бросился на картину и изрезал, после этого ее
реставрировали, а по возвращении на место закрыли стеклом во избежание
подобных инцидентов в будущем.
Когда, пробравшись сквозь толпу туристов (преимущественно японцев) я
наконец подошла поближе к картине и смогла ее разглядеть, то поняла, почему
сумасшедший бросился и порезал ее. Нет, Вы наверняка неправильно меня
поняли : просто Она как живая. Она смотрит прямо на Вас своими лучезарными
глазами и, кажется, видит насквозь... Она тут же читает все Ваши мысли и
понимает все Ваши желания, но она не осуждает и не оправдывает Вас...
Она просто смотрит немного свысока и улыбка то появляется, то исчезает
на ее лице... Не хочу называть эту улыбку загадочной - это слишком
банально, но в ней действительно скрыто что-то постоянно ускользающее от
Вашего понимания: она то снисходительная, то немного циничная, то
задумчивая, то понимающая, то задорная, то грустная... Она видит Вас
насквозь, но тайна Вашего внутреннего мира так навсегда и останется с
ней - она будет молчаливо хранить ее, так же как и тайны миллионов других
людей, приезжающих со всех концов света, чтобы посмотреть на нее...
Есть такой старый анекдот. Лувр, после рассматривания Моны Лизы один из
туристов подходит к гиду и говорит : "И что вы в ней нашли? А на меня она
не произвела никакого впечатления", на что гид отвечает : "Знаете, эта
женщина уже может сама выбирать, на кого ей производить впечатление, а на
кого нет." Так вот меня она явно выбрала : я просто физически не могла
оторвать взгляд и отойти от картины, а когда все-таки пересилила себя,
через некоторое время снова вернулась, чтобы в последний раз на нее
взглянуть...
Да, фотографии и репродукции, даже очень хорошего качества, не могут передать
всю глубину и жизнь этой картины, не говоря уже о плохих, которых большинство.
Но я слышала, как даже после того, как они увидели оригинал, люди говорили
о Джоконде "так себе" или "ничего особенного", но я также знаю людей,
которые на мой вопрос о впечатлениях от оригинала начинали мне рассказывать
практически то же, что чувствовала я, глядя на эту картину. Так что это все
очень индивидуально. Если Вы будете в Лувре и увидите Джоконду или уже ее
видели - напишите мне, пожалуйста, что Вы теперь о ней думаете.
А вот Венера Милосская на меня не произвела практически никакого
впечатления. Ну разве что интересно было посмотреть на оригинал того, что
столько раз видела в книжках, рекламах, телепередачах и т.д. Но может быть
я просто чего-то не понимаю? :-)
Все "сокровища Лувра" перечислять бесполезно, равно как и описывать
впечатления от каждого зала музея и его экспонатов. Тут как нельзя лучше
подходит выражение "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".